Рецензия

Тяжела и неказиста жизнь молодого математического гения. В Гарвард берут, но требуют денег. Симпатичные девушки, если и машут приветственно, то стоящим за спиной спортсменам. Генетически измененные пауки кусают других, а жизненный опыт ни в какую не хочет повышаться, особенно если большую часть времени отдаешь учебе, работе в магазине одежды и таким же друзьям, конструирующим хитрого робота. Куда податься бедному студенту? Только в Лас-Вегас — обчищать казино.

Главный прокол фильма режиссера Роберта Лукетича — это его рекламный трейлер. Если видели оный, то считайте, что посмотрели кино практически целиком, ничего, в общем, не упустив. Ролик, к сожалению, обладает ещё россыпью достоинств — он динамичен, эффектен и длится какие-то жалкие пару минут. Тогда как «Двадцать одно» — длинное, предсказуемое, тяжеловесное, но пытающееся безуспешно притворяться молодежным, кино.

Часто бывает, что мы испытываем проблемы с определением личности виноватого, но не в этом случае. Всех собак будем решительно вешать на режиссера Роберта Лукетича ? этот тип, похоже, так и не решил, какого жанра будет придерживаться его фильм. Не то что бы мы сильно ценили крепкую жанровую привязанность, но когда знаешь, с кем имеешь дело, как-то всегда свободнее себя чувствуешь.

«Двадцать одно» — не комедия, хотя (вот же парадокс) именно немногочисленные шутки лучше остального дотягивается до зрителей: они сделали смешное, в зале похохотали, все довольны. Будь кино с полным баком юмора, цены бы ему не было.

Фильм — и не триллер, слово саспенс режиссер Лукетич видел разве что написанным в энциклопедии. Да и сюжет не предусматривает никакого напряжения по причине особенностей главных героев. Они не планируют и не претворяют в жизнь хитрые авантюры, а просто вычисляют правильную колоду и начинают считать карты. До той поры, пока кто-нибудь не начнёт вести себя как законченный кретин, умные подростки будут возвращаться домой с солидным кушем.

Однако не всё так просто в королевстве карточном: для фильма, где все друг друга часто называют гениями, с глупостями явный перебор. Ну, скажите, стали бы вы хранить 300 тысяч долларов в общежитии? Не в курсе, как с этим делом в кампусе Массачусетского университета, но у нас не принято оставлять без присмотра даже Добрые Намерения.

Драма? Кажется, да. Но до чего же примитивная и неумелая! Даже нормальной экранизации присловья про «его засосала опасная трясина, и он не такой, как был вчера» не получилось.

Как только протагонист под влиянием денег, эксклюзивных шмоток, дорого алкоголя и блондинки отращивает самоуверенность и дерзость, сразу появляется большой и толстый негр Лоуренс Фишбурн с золотыми болтами на пальцах. Последние нужны, чтобы сподручнее выбивать неуместную самоуверенность и вернуть главгероя в первобытное ботаническое состояние.

Даже экстраполировав полученный протагонистом опыт на будущую жизнь (вроде как главное достижение фильма), выходит, что математическая одаренность — ничто против кулака или пистолета. Говорите, перо сильнее меча? А пифагоровы штаны остановят пулю? Ну-ну.

Посему — проще вести тихую, ничем не выделяющуюся жизнь. Смиритесь, вы родились некрутым, физически слабым и шибко умным белым засранцем. Соболезнуем.

Юрий Лущинский
19 апреля 2008